Санкт-Петербург (Петроград, Ленинград) - северная столица России, город мостов, северная Венеция, культурная стольца России, город на Неве. Исторический центр города Санкт-Петербург и связанные с ними комплексы памятницов входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. 68 рек, каналов и протоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его территории 42 острова. Сейчас в Петербурге и пригородах насчитывается 580 мостов, в том числе 20 разводных.
В 2003 году Санкт-Петербург отметил свой 300-летний юбилей. Это совсем юный возраст для города. Но уже в конце XVIII–в начале XIX веков он снискал репутацию одного из красивейших городов Европы, встав в один ряд с Парижем, Амстердамом и Венецией.
Петербург – город, в котором пространства кажутся шире из-за низкого, прозрачного северного неба, и в утренние часы видимые объекты в нем становятся миражами. Особенно призрачным Петербург становится в Белые ночи, когда легкий туман рек и каналов окончательно смывает границы между реальностью и миражом, подтверждая впечатление легкости и парения как самого города, так и жизни в нем. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей 18-19 веков сохранился в практически неизменном виде. Петербургские улицы и дома хранят память о замечательных писателях, композиторах и художниках.
Одним из самых популярных периодов посещения Санкт-Петербурга считаются Белые ночи. Это ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, т.е. вся ночь состоит лишь из сумерек. В Петербурге пик белых ночей приходится на 22 июня, а официально белые ночи длятся с 11 июня по 2 июля. Кроме того, пиковыми датами посещения города является теплый период с мая по сентябрь и все праздничные даты, включая Новогодние праздники. Группы школьников предпочитают посещать город во время весенних и осенних каникул.
Развод (разведение) мостов - одно из излюбленных зрелищ туристов. Мосты поднимаются для прохода судов по Неве из Балтийского моря в реки в Европейской части России и обратно. Развод мостов осуществляется ежедневно ориентировочно с апреля по ноябрь и зависит от погоды. Обычно смотрят развод мостов в центре города. Самый «популярный» мост – Дворцовый. Как два крыла поднимаются части его центрального пролета. Именно этот мост чаще всего изображен на многочисленных плакатах (обычно между его пролетами – силуэт Петропавловского собора или башня Кунсткамеры). Также очень красиво выглядят расположенные в центре Санкт-Петербурга Благовещенский мост (Лейтенанта Шмидта) и Троицкий мост (Кировский). Развод мостов осуществляется в период с 01:00 до 05:00
Запланировав путешествие в Санкт-Петербург обязательно нужно взять с собой зонт, непромокаемую удобную обувь, непродуваемую ветровку (куртку).
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Эрмитаж – один из самых известных и огромных музеев мира. Музейный комплекс включает в себя семь зданий, расположенных на набережной Невы, Дворцовой площади и Миллионной улице. Одно из зданий – Зимний дворец (в прошлом резиденция русских императоров) – построено при Елизавете Петровне архитектором Растрелли. К Зимнему дворцу Екатерина Вторая пристраивает Малый Эрмитаж. Затем она строит Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, и, наконец возводится здание Нового Эрмитажа. Николай I в 1852 г. открывает Новый и Большой Эрмитажи для публики. Коллекция Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов в 400 залах. Чтобы хоть немного познакомиться с коллекцией, надо побывать в музее не раз и не два.
Государственный Русский музей - размещается в зданиях, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Это Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея – Михайловский дворец с корпусом Бенуа, который построен в стиле позднего классицизма архитектором Карло Росси для великого князя Михаила Павловича. Прогулка по Русскому музею – классическое путешествие по русской истории и искусству, здесь обретают свой оригинальный размер знакомые по школьным учебникам работы: иконы Андрея Рублева, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, «Шестикрылый серафим» Михаила Врубеля, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Трапеза в монастыре» Василия Перова, а также работы Серова, Сурикова, Айвазовского, Левитана. Это крупнейшее собрание русского изобразительного искусства, около 400 000 экспонатов.
Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия и является пешеходной зоной.
Юсуповский Дворец (наб. реки Мойки, 94) - один из четырех дворцов богатейшего русского княжеского рода Юсуповых (построен в 1760 г). Юсуповский дворец – яркий пример гармонии, изящества и богатства. Над созданием интерьеров дворца работали прославленные архитекторы – А. Михайлов, И. Монигетти, А. Степанов. Во дворце перед нами предстает бесконечная линия гостиных, огромные банкетные и танцевальные залы. К началу XX века здесь были оформлены Дубовая столовая, Большая гостиная, гостиная с серебряным альковом, беломраморный бассейн, зимний сад, но самым роскошным стал маленький Домашний театр Юсуповых. И сейчас в этом театре дают концерты.
Исаакиевский Собор – один из самых крупных соборов мира, самый большой в Петербурге, бывший главный кафедральный собор России. Собор строился 40 лет по проекту Огюста Монферана (начало строительства – 1818 год). Храм способен вместить 10 тысяч человек. На убранство его ушло 400 кг золота, 16 тонн малахита. Он строился в соответствии с последними достижениями инженерного дела и до сих пор волнует воображение своими конструкциями. В дни крупных православных праздников в соборе проходят богослужения.
Казанский собор - известный православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города на Невском проспекте вблизи канала Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в городе, его высота 71,5 м. Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Храм Воскресения Христова Спас-на-Крови построен на месте убийства Александра II. Проект выполняют Альфред Парланд и Игнатий Малышев в стиле допетровской Руси. В результате в европейском городе появляется сказочный восточный собор. Внутреннее пространство будто устлано мозаиками, которые создавались по оригиналам таких мастеров русской темы, как Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Здесь представлены крупнейшая в России коллекция мозаики, уникальные цветные мраморы и поделочные камни, изысканные эмалевые покрытия пяти глав собора, а также мозаичное собрание российской геральдики на колокольне.
Сампсониевский Собор - уникальный памятник истории и архитектуры первой половины XVIII века, возведенный по велению Петра I в честь победы русской армии над шведами в сражении под Полтавой. Имя архитектора этого храма до сих пор доподлинно неизвестно. «Жемчужиной» собора является его резной деревянный иконостас, который на равных соперничает с творением Ивана Зарудного в Петропавловском соборе. В 1711 году при соборе было открыто первое городское кладбище, где похоронены выдающиеся представители XVIII столетия: архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер,Ж.-Б.Леблон,скульпторК.-Б.Растрелли. На сегодняшний день сохранилась лишь небольшая часть надгробий.
Музей истории городской скульптуры Александро-Невская лавра - мужской православный монастырь, основанный на левом берегу Невы по воле Петра I в 1713 году. Главной святыней обители стали мощи Святого князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга. Архитектурный ансамбль монастыря создавался по проектам Д. Трезини, И. Старова и других архитекторов на протяжении всего XVIII столетия. В 1797 г. монастырь получил статус Лавры. На территории расположены несколько кладбищ. Старейшее из них – Лазаревское, или Некрополь XVIII века, где похоронены сестра Петра Великого, знаменитый учёный М.В. Ломоносов и другие. На Тихвинском кладбище, или в Некрополе мастеров искусств, можно поклониться могилам выдающихся деятелей культуры: баснописца И. Крылова, Ф. М. Достоевского, композиторов М. Мусоргского, П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, скульптора П. Клодта и других. На Никольском кладбище Лавры покоятся русский ученый Л.Н. Гумилев, выдающийся режиссер Г.А. Товстоногов, политики и государственные деятели – А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова.
Смольный собор - расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.
Петропавловская крепость - крепость, расположенная на Заячьем острове, историческое ядро города. В начале 18 века после победы над шведами в Северной войне необходимо было защитить завоеванные земли и построить крепость. В 1703 году у устьях Невы закладывается крепость по форме напоминающая вытянутый шестиугольник. До 20 века Петропавловская крепость выполняла и функцию тюрьмы, куда помещались особо опасные государственные преступники.
Стрелка Васильевского острова - один из главных и красивейших ансамблей Северной столицы. Отсюда, от Биржевой площади, расходятся две набережные - Университетская и Макарова. Это одно из любимых мест петербуржцев и гостей города. Петр I хотел, чтоб Петербург стал морской крепостью и торговым центром. Но из-за мелководья порт на Петроградской стороне не мог развиваться и было решено его перенести на Васильевский остров. Восточный мыс острова, там, где Нева разделяется на Большую и Малую, получил название Стрелки Васильевского острова. Петр планировал сделать ее деловым и торговым центром. Основные достопримечательности: Биржа, ростральные колонны, музеи (Кунсткамера, Зоологический, Почвоведения, Литературный)
Кунсткамера Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и музей им. М.В. Ломоносова - является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1714 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем–Российской) Академии Наук. В Кунсткамере находились первая в России обсерватория, анатомический театр и другие учреждения Академии наук. Долгое время именно в этом здании работал великий русский ученый М.В. Ломоносов. В фондах музея хранится более миллиона экспонатов, рассказывающих о жизни народов мира. Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины.
Домик Петра I - в этом деревянном домике из двух комнат, построенном за три дня в 1703 году, Петр прожил 6 лет. В этой скромной постройке он принимал первых капитанов иностранных кораблей, прибывших в Петербург. Домик Петра – первый дом Петербурга – стоит и поныне благодаря Екатерине II, закрывшей дом кирпичным футляром. Теперь здесь хранятся личные вещи царя.
Адмиралтейство - памятник архитектуры русского ампира, изначально построенный в качестве верфи на Неве. В разные годы здесь располагались адмиралтейство, Морской музей, а с 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.
Медный всадник - самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры.
Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке, 12 - самое известное из литературных мест — наб. реки Мойки, 12, где прошли последние месяцы жизни А.С. Пушкина. Это крайне фешенебельное место во все времена. Из окон открывается прекрасный вид на Мойку. В двух шагах – Зимний дворец. Вымощенный булыжником двор со скамейками. Несмотря на то, что поэт умер в этой квартире, ощущения от посещения музея светлы. Восстановлен кабинет поэта, каким он был при его жизни. Здесь кушетка, на которой он умер, статуэтка арапчонка, напоминающая о прадеде поэта Абраме Ганнибале, которого в 1706 году русский посол купил на рынке рабов.
Крейсер "Аврора" - легендарный военный корабль, пришвартованный у Петроградской набережной северной столицы. На корабле постоянно несут боевую службу моряки Военно-Морского флота. Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге является одним из символов северной столицы.
Канал Грибоедова - расположен в центре Северной столицы и пересекает многие центральные магистрали, в том числе Невский проспект рядом с Казанским собором. Набережные канала Грибоедова – излюбленное место прогулок туристов, ведь здесь расположены старинные здания и храмы и перекинуты удивительно красивые мосты, а именно: Банковский мост, по краям которого установлены пары крылатых львов – грифонов, держащих в пастях металлические цепи, на которых подвешен настил моста и Львиный мост, который украшен парными скульптурами львов, держащими в пастях цепи. Чугунные решетки имеют узоры в виде вытянутых ромбов с цветочными розетками, а посередине пролетов установлены фонари. Уменьшенная копия львиного моста в 1838 году была установлена в Берлине.
Мариинский театр - это самый старый русский музыкальный театр оперы или балета. Здание возведено в 1859-1860 годах по проекту итальянско-русского архитектора Альберта Кавоса. Старое здание Мариинского тетра расположено на Театральной площади, рядом находятся памятники Михаилу Глинке и Римскому-Корсакову. Недалеко находятся такие известные достопримечательности Санкт-Петербурга, как Николо-Богоявленский морской собор и Новая Голландия.
Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Пересекает реки Мойку (Зелёный мост), канал Грибоедова (Казанский мост), Фонтанку (Аничков мост).
ПРИГОРОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственный музей-заповедник Петергоф. Центр Петергофа – это Большой дворец, от которого начинается Большой каскад (1715–1724 гг.) с 37 золочеными скульптурами и 64 фонтанами. Перед центральной частью дворца – обзорная площадка, откуда открывается перспектива каскада с самым высоким фонтаном – «Самсон», за которым начинается канал, ведущий в Финский залив. Самое большое достоинство Петергофа – это Нижний парк с его аллеями, ведущими к вертикалям и объемам фонтанов и дворцов. В заповеднике действуют 10 музеев: Большой Петергофский дворец, Монплезир, Екатерининский корпус, Марли, Эрмитаж, Музей семьи Бенуа, Коттедж и Банный корпус, Гроты Большого Каскада и Галерея Драгоценностей.
Государственный музей-заповедник Ораниенбаум - изначально эти земли вдоль Финского залива принадлежали первому губернатору Петербурга Александру Меншикову. Здесь он посадил апельсиновые деревья (Ораниенбаум – Померанцевое дерево) и построил Большой дворец (1710–1717 гг.), напоминающий Меншиковский дворец в Петербурге, но с гораздо большим размахом, что и разорило князя. Дворец отошел казне. И его, как место для летнего отдыха, Елизавета предложила Петру III и Екатерине. Дворец Петра III, павильон Катальная горка и Китайский дворец построены итальянским архитектором Ринальди в стиле рококо, крайне редком для Петербурга. Китайский дворец – единственный из загородных резиденций, который не тронула война. Здесь со времен Екатерины сохранились наборные из разных пород дерева с тончайшим рисунком паркеты, шедевры живописи и декора итальянских и русских мастеров. Это один из редчайших дворцов в мире, сохранивший в мельчайших деталях то, что видели и к чему прикасались вельможные особы 250 лет назад. Парк в Ораниенбауме –это лес с как будто созданными природой аллеями. Иногда лес неожиданно отступает, и открывается поляна, в центре которой пруд, со склонившимися над ним дубами и маленьким островом.
Государственный музей-заповедник Гатчина - деревня Гатчина была подарена Екатериной II ее возлюбленному графу Орлову, который ангажировал архитектора Антонио Ринальди на строительство дворца, построенного в 1781 году. Позже Гатчина отошла Павлу, и он перестроил дворец в духе английского рыцарского замка. Внешний вид замка и прилегающий к нему парк в своем роде уникальны, поскольку создают иллюзию средневековой Европы. В парке есть остров Любви на Серебряном озере. На этот остров можно попасть на лодке. Здесь можно полюбоваться павильоном Венеры (1792–1793 гг.), который полностью соответствует своему названию. В парке есть и другая крайне необычная постройка – Березовый домик (уложенные прямоугольниками березовые бревна).
Государственный музей-заповедник Царское Село состоит из Екатерининского дворца, Александровского дворца, Мемориального Музея-Лицея, Музея А.С. Пушкина и краеведческого музея г. Пушкина. Архитектор создает подлинный шедевр архитектуры в стиле барокко. Внутри дворца открывается бесконечная анфилада золоченых комнат с вычурными барочными украшениями. Янтарная комната (1709 г., подарок прусского короля Фридриха Петру I) – одна из комнат в анфиладе. Восстановление исчезнувшей где-то в Кениксберге комнаты сделало ее символом утраченных и похищенных во время Второй мировой войны культурных ценностей. Во времена правления Екатерины Великой к Екатерининскому дворцу были пристроены Агатовые комнаты, на первом этаже которых был бассейн, и Камеронову галерею для прогулок после купания и легкой трапезы. Агатовые комнаты полностью декорированы агатом и из них открывается вид на уединенный Верхний садик Екатерины. А с верхней площадки Камероновой галереи весь парк виден, как на ладони. Здесь Екатерина построила дворец для своего любимого внука, впоследствии – императора Александра I, – Александровский (Джакомо Кваренги, 1792 г.). Этот дворец стал загородной резиденцией последнего русского царя – Николая II. В залах дворца сейчас представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы костюма и личные вещи семьи последнего императора.
Государственный музей-заповедник Павловск. В 1780 году созданием дворцово-паркового ансамбля занялся архитектор Чарльз Камерон, приглашенный Павлом. Дворец стал сокровищницей произведений искусства. Каждая роспись, барельеф, кресло, мозаика, ваза, шкатулка и занавеска – образец тонкого и взыскательного вкуса: позолоченный фарфор в тронном зале (здесь потрясающая акустика), мебель Андрея Воронихина, туалетный сервиз, подаренный Марией-Антуанеттой, парадное ложе Марии Федоровны и, разумеется, интерьеры. На третьем этаже дворца открыта выставка русского интерьера 1800–1900 гг. Из окон дворца просматривается парк с рекой Славянкой. Это один из самых крупных в Европе пейзажных парков (600 га), созданный в модном тогда английском стиле, с некоторыми вкраплениями элементов французской моды. В парке также можно полюбоваться на колоннаду Аполлона, храм Дружбы, Розовый павильон, скульптуры девяти муз и, непременно, Черный мостик у лестницы Бренна.
Кронштадт - город основан на острове Котлин в 1704 году. Даже основатель Кронштадта – Петр I, создавая крепости и города, не мог себе представить, что об этом неприступном бастионе в Финском заливе пойдет по всему миру слава не только устрашающая, но и манящая к себе романтическими легендами о беспримерных походах по морям и океанам русских флотоводцев и ученых. Город Кронштадт – город-крепость, город-порт, морской щит Петербурга, тыловая база Балтийского флота и одновременно город-музей, где сохранились десятки памятников истории, архитектуры, культуры и науки XVIII–начала XX вв.
Стрельна - старейший пригород Санкт-Петербурга, расположенный на южном побережье Финского залива славится своим дворцово-парковым ансамблем 18 века. На территории Стрельны расположены: Константиновский дворец и парк, Путевой дворец Петра I, Орловский дровец и парк, Львовский дворец. С 2003 года функционирует как Государственный комплекс «Дворец конгрессов».
Выборг - город в северо-восточной части Финского залива основанный шведами и до 1940 года был вторым по величине городом Финляндии. Среди основных достопримечательностей: Выборгский замок, бибилиотека Алвара Аалто, парк Монрепо, старая Ратуша с площадью, Часовая Башня, Круглая Башня, Башня Ратуши и др.
Крепость Орешек (Шлиссельбург, Петрокрепость) - основана новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году на Ореховом острове в истоке Невы из Ладожского озера. Ее расположение имело важное стратегическое значение - рядом с островом проходил путь по Неве к Финскому заливу и тот, кому принадлежала цитадель, контролировал эту важную торговую дорогу. 300 лет, начиная со дня своего основания, крепость Орешек служила форпостом Руси на границе со Швецией, а в 1612 году шведы измором взяли цитадель и переименовали ее в Нотебург. Около 90 лет они владели ей, но в ходе Северной войны в 1702 году Ореховый остров был отвоеван Петром Первым. Нотебург был переименовали в Шлиссельбург, что в переводе с немецкого означает «Ключ-город» и на Государевой башне был установили ключ - символ города. Взятие крепости Орешек послужило началом победы в Северной войне. В XVIII веке, когда были построены форты Кронштадта, крепость оказалась вдалеке от границ русского государства и утратила свое военное значение. С тех пор она стала использоваться как место политической ссылки. Для властей это было очень удобно - узники находились недалеко от столицы и при желании их всегда можно было вернуть, но в то же время сбежать из крепости было практически невозможным из-за высоких стен и из-за холодной воды и быстрого течения Невы.
Теплоходная экскурсия по рекам и каналам – увлекательное, незабываемое путешествие
Петербург, с его старинными набережными и великолепными дворцами, фасады которых отражаются в воде, по праву называют Северной Венецией. Прогулка проходит под многочисленными мостами: это и гигантские металлические, с разводными пролетами, и каменные «горбатые», и ажурные висячие над малыми реками и каналами, имеющие каждый свое имя и историю. Путешествие полно очарования и романтизма. Прогулка совершается на комфортабельных теплоходах с уютным интерьером открытой палубой для теплого периода и закрытой палубой для холодного периода.